Как именно дети пополняют свой словарный запас? Уже к одному году многие малыши, похоже, начинают осознавать, что новое слово, которое они слышат, относится к чему-то отличному от слов, которые они уже знают. Тем не менее, причины этого процесса остаются предметом научных исследований на протяжении последних 40 лет.
Новое исследование, проведенное в Лаборатории изучения языка Массачусетского технологического института, предлагает интересную теорию: в предложениях присутствуют тонкие грамматические подсказки, которые помогают маленьким детям понять значение новых слов. Открытие, основанное на экспериментах с двухлетними детьми, указывает на то, что даже самые маленькие дети способны воспринимать грамматические сигналы и использовать эту информацию для освоения новых слов. Исследование было опубликовано в журнале Psychological Science.
Это открытие противоречит прежнему взгляду на то, как дети формируют свой словарный запас. Ранее считалось, что они полагаются на концепцию «взаимной исключительности», понимая каждое новое слово как относящееся к новому объекту или категории. Вместо этого исследование подчеркивает активное участие детей в интерпретации грамматики при восприятии слов.
Некоторые ученые полагали, что у детей есть врожденная склонность к взаимной исключительности, что могло бы объяснить, как они усваивают новые слова. Тем не менее, этот подход не является идеальным, ведь один и тот же объект можно описать множеством слов. Например, кролика можно назвать не только «кроликом» или «зайчиком», но также «животным» или даже «деликатесом» в определенных контекстах. Несмотря на отсутствие строгой однозначности между словами и объектами, взаимная исключительность продолжает оставаться важной тенденцией в словарном обучении детей.
Исследователи провели три эксперимента с участием 106 детей, где участники смотрели видео с мультяшной лисой, которая просила их указывать на различные объекты. Первый эксперимент выяснял, как внимание детей влияет на выбор между двумя объектами при прослушивании ярлыка, например, «игрушка», который может относиться к любому из двух объектов.
Этот эксперимент является результатом междисциплинарного подхода, соединяющего психологию и лингвистику, который позволяет использовать лингвистические концепции для решения общих вопросов в обеих областях.
Если новая гипотеза подтвердится, это может стать более надежным объяснением того, как дети правильно применяют новые слова. Ученые признают, что дополнительные исследования смогут углубить наши знания об этом явлении. В будущем они предлагают пересмотреть существующие исследования о взаимной исключительности, исследовать естественные взаимодействия между родителями и детьми, чтобы понять, как применяется фокус, а также изучить эту проблему на других языках, особенно тех, которые используют альтернативные методы обозначения фокуса, такие как порядок слов.