Все новости

18 Июля 2022 15:09:00

Дети компенсируют недостаток концентрации творчеством

Дети с трудом справляются с задачами по концентрации внимания, но часто хорошо обнаруживают скрытые «хитрости», облегчающие задачу. Согласно исследованию, проведенному Институтом развития человека им. Макса Планка в Берлине, в этом им помогают спонтанные изменения стратегии.

По сравнению со взрослыми дети еще не способны так хорошо концентрироваться, меньше запоминают, а их концентрация внимания относительно невелика. Это связано со стадией когнитивного развития. В результате, как до сих пор предполагалось, они имеют недостаток при решении ряда задач. Однако исследование «НейроКод (NeuroCode) – нейронная и вычислительная основа обучения, памяти и принятия решений» в Институте развития человека им. Макса Планка показывает, что более широкий фокус внимания также может оказаться преимуществом: дети хорошо обрабатывают менее релевантную информацию и используют ее для спонтанно поиска новых и творческих стратегий при решении задач.

Взрослые тоже демонстрируют спонтанные изменения стратегии при решении задач, похожие на так называемые «ага-моменты», которые облегчают решение задачи. В статье, опубликованной в журнале PLOS ONE, показано, что, хотя дети значительно хуже справляются с решением задач с использованием традиционных стратегий, таких как сосредоточенное внимание, они с такой же вероятностью, как и взрослые, справляются с задачами, используя спонтанные смены стратегий.

«Наши результаты показывают, что, хотя дети часто менее сосредоточены и их легче отвлечь, чем взрослых, они удивительно гибки в поиске совершенно новых решений», - говорит психолог и нейробиолог Николас Шук, руководитель исследовательской группы NeuroCode в Институте развития человека им. Макса Планка. «Особенно учитывая их не полностью развитую способность к концентрации, это важные результаты для исследования обучающего поведения у детей», - добавил Шук.

В исследовании, которое продолжается с 2013 года, использовался следующий метод: 47 детей в возрасте от 8 до 10 лет и 39 молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет попросили выполнить одну и ту же задачу по принятию решений. В этом задании их попросили определить положение узора, используя два возможных ответа. Цвет рисунка изначально не имел отношения к правильному ответу, но по мере выполнения задания стал ассоциироваться с правильным ответом. Когда участники заметили это, они смогли решить задачу гораздо эффективнее и проще. Участники не были проинформированы о том, что будут другие факторы, влияющие на возможные стратегии решения, и могли только определить их самостоятельно.

Команда NeuroCode в сотрудничестве с исследователями из Университета Гете во Франкфурте-на-Майне, Фернануниверситета Хагена, Университета Гумбольда в Берлине, UNSW в Сиднее и PFH в Геттингене смогла добиться следующих результатов: по сравнению с молодыми взрослыми дети, как правило, значительно хуже справлялись с решением задачи. У них было больше неправильных и преждевременных ответов. Однако доля детей (27,5%), которые обнаружили и использовали полезную цветовую стратегию, была очень похожа на долю молодых людей (28,2%).

Пока дети использовали только первоначальные доступные стратегии и правила, которые требовали концентрации и настойчивости, они справлялись хуже. Однако столько же детей, сколько и молодых людей, открыли для себя и использовали правило цвета. Таким образом, хотя дети показали худшие результаты во всех областях когнитивного контроля, почти равная доля из них по сравнению с молодыми взрослыми смогла улучшить свои результаты благодаря «ага-моменту» и, таким образом, получила такое же преимущество в производительности, как и взрослая группа.

Новообретенные знания об «ага-моменте» являются важным выводом исследования. «Наши результаты свидетельствуют о том, что воспитатели, родители и учителя должны быть менее настойчивы в соблюдении жестких правил и не учить только одному конкретному способу решения проблем, но также ценить и поощрять более широкое внимание детей. Наши результаты показывают: мы можем быть более уверены в творческих стратегиях решения проблем у детей», - говорит Аника Леве из команды NeuroCode и соавтор исследования. В будущем, по ее словам, в области когнитивной психологии развития следует проводить больше исследований творческих процессов, а не недостатка концентрации у детей.

Источник: Nicolas W. Schuck et al, Spontaneous discovery of novel task solutions in children, PLOS ONE (2022). DOI: 10.1371/journal.pone.0266253

Это интересно



Прямой эфир