Все статьи

СДВГ: возможности поведенческой терапии. Свежие данные.

27.10.2022

Созревание префронтальной области мозга и развитие управляющих функций — это длительные процессы, начинающиеся в детском и продолжающиеся в подростковом возрасте. У пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) выявляется «управляющая дисфункция» (в англоязычной литературе: executive dysfunction) из-за дефицита (незрелости) функций лобных и префронтальных отделов мозга. Дети с СДВГ обычно показывают низкие результаты при нейропсихологическом исследовании регуляции и контроля когнитивных процессов: рабочей памяти, фокусировки внимания, торможения реакций. Симптомокомплекс СДВГ включает:

  • невнимательность, 
  • гиперактивность,
  • импульсивность,
  • трудности в обучении и в межличностных отношениях [1].

Состояние обычно сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержкой в формировании языка и речи, а также школьных навыков [1].

Важным направлением лечения СДВГ становится поведенческая терапия. В работе 2021 года Xin-Xin Huang и соавт. [2] обсуждалась долгосрочная эффективность поведенческого аспекта в контексте немедикаментозной терапии.

В проспективном рандомизированном контролируемом исследовании участвовал 201 дошкольник (средний возраст 5,5 лет) с диагнозом СДВГ (работу проводили с января 2018 по май 2019 года). Дети не получали медикаментозного лечения и были распределены на две группы: 101 человек попал в контрольную группу, 100 – в группу, получавшую поведенческую терапию, подразумевавшую специальную подготовку родителей, непосредственно поведенческую терапию, тренировку внимания детей, рилив- и игровую терапию в дополнение к обычным групповым занятиям. Детей оценивали на первом визите, в конце 12-тимесячной терапии и через шесть месяцев после ее окончания. И родители, и врачи оценивали показатели, касающиеся внимания, гиперактивности и контроля реакции.

Улучшение поведенческих реакций наблюдалось в группе, получавшей терапию. Исследователи сделали вывод, что поведенческая терапия может эффективно улучшить поведение и облегчить симптомы у детей с СДВГ, причем эти эффекты сохраняются не менее шести месяцев после окончания лечения. Поведенческая терапия как в моно-варианте, так и в составе комплексного лечения представляется перспективным направлением для купирования симптомов СДВГ.

  1. Заваденко Н.Н. Клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Детская неврология. Выпуск 2. Специальное Издательство Медицинских Книг, 2014 г.
  2. Huang XX, Ou P, Qian QF, Huang Y. Long-term effectiveness of behavioural intervention in preschool children with attention deficit hyperactivity disorder in Southeast China - a randomized ...

Данный материал содержит информацию для специалистов в области здравоохранения.

Чтобы продолжить читать материал, Вам необходимо
Войти или Зарегистрироваться

Продолжайте читать свою статью с учетной записью КЛУБА ПЕДИАТРОВ

Присоединяйтесь к КЛУБУ ПЕДИАТРОВ уже сегодня.

Бесплатное членство!

Это интересно



Прямой эфир