Известно, что мозг и его клетки способны хранить воспоминания. Однако группой ученых обнаружено, что клетки из других частей тела также могут выполнять эту функцию. Это открытие предоставляет новые возможности для понимания механизма памяти и создает потенциал для улучшения методов обучения и лечения заболеваний в дальнейшем.
Исследователи стремились выяснить, могут ли клетки, не связанные с мозгом, запоминать что-то новое, используя давно известное неврологическое явление — эффект распределенного обучения. Этот эффект демонстрирует, что мы лучше запоминаем информацию, когда изучаем ее в течение определенного периода, а не за один короткий период, который часто называется зубрежкой перед экзаменом.
Ученые провели серию экспериментов с двумя типами клеток человека, не связанными с мозгом: клетками нервной ткани и клетками почек. Воздействуя на них специально подобранными химическими сигналами, имитирующими работу нейромедиаторов, исследователи обнаружили удивительную вещь. Клетки «включали» ген, аналогичный тому, который активируется в нейронах при формировании памяти. Этот «ген памяти», как его условно называют ученые, реагировал на характер химических импульсов. Когда сигналы подавались с перерывами, ген активировался значительно сильнее и дольше, чем при непрерывном воздействии.
Более того, это открытие заставляет задуматься о роли «клеточной памяти» в развитии различных заболеваний. Возможно, «воспоминания» клеток поджелудочной железы о режиме питания влияют на развитие диабета. А «память» раковых клеток о химиотерапии может объяснять резистентность к лечению. Это новая парадигма, которая требует дальнейших исследований и может привести к прорыву в медицине будущего.
Данная работа — это не просто научное открытие. Это новый шаг к пониманию жизни, где каждая клетка является носителем собственной истории и уникальной памяти.
Источник: N. V. Kukushkin et al, The massed-spaced learning effect in non-neural human cells, Nature Communications (2024). DOI: 10.1038/s41467-024-53922-x