Продолжительность грудного вскармливания связана с улучшением когнитивных показателей в возрасте от 5 до 14 лет, даже после учета социально-экономического положения и когнитивных способностей матери, согласно новому исследованию, опубликованному в PLoS ONE учеными из Оксфордского университета, Великобритания.
Предыдущие исследования выявили связь между грудным вскармливанием и стандартизированными результатами тестов на интеллект; однако причинно-следственная связь все еще обсуждается. Улучшенные когнитивные показатели потенциально могут быть объяснены другими характеристиками, например, социально-экономическими показателями и уровнем интеллекта матери.
В новом исследовании проанализировали данные о 7855 младенцах, родившихся в 2000-2002 годах и наблюдавшихся до 14 лет в рамках когортного исследования тысячелетия в Великобритании. Когорта не была специально разработана для изучения связи между грудным вскармливанием и когнитивными способностями, но включала сбор информации о продолжительности любого грудного вскармливания, продолжительности исключительно грудного вскармливания, вербальных когнитивных показателях в возрасте 5, 7, 11 и 14 лет, пространственных когнитивных показателях в возрасте 5, 7 и 11 лет, а также факторах, потенциально способных привести к нарушению чистоты исследования, включая социально-экономические характеристики и когнитивные способности матери, основанные на словарном тесте.
Исследование показало, что более длительные периоды грудного вскармливания были связаны с более высокими показателями вербальных и пространственных когнитивных способностей во всех возрастах до 14 и 11 лет, соответственно. После учета различий в социально-экономическом положении и когнитивных способностях матерей дети, находившиеся на более длительном грудном вскармливании, набрали более высокие показатели по когнитивным показателям до 14 лет по сравнению с детьми, которых не кормили грудью. Более длительные периоды грудного вскармливания были связаны со средними когнитивными показателями на 0,08-0,26 стандартных отклонения выше, чем средний когнитивный показатель у детей без грудного вскармливания. Эта разница может показаться незначительной для отдельного ребенка, но может быть важной на уровне популяции.
Авторы приходят к выводу, что умеренная связь между продолжительностью грудного вскармливания и когнитивными показателями сохраняется после поправки на социально-экономические факторы и интеллект матери.
Авторы добавляют, что «существуют некоторые споры о том, улучшает ли грудное вскармливание ребенка в течение более длительного периода времени его когнитивное развитие. В Великобритании женщины, имеющие более высокий уровень образования и более обеспеченные экономически, как правило, дольше кормят грудью. Кроме того, эта группа, как правило, получает более высокие оценки по когнитивным тестам. Эти различия могут объяснить, почему дети, которых дольше кормят грудью, лучше справляются с когнитивными оценками. Однако в нашем исследовании мы обнаружили, что даже после учета этих различий дети, находившиеся на более длительном грудном вскармливании, набрали более высокие показатели по когнитивным показателям до 14 лет по сравнению с детьми, которых не кормили грудью. Эта разница может показаться незначительной для отдельного ребенка, но может быть важной на уровне популяции.»
Подробнее в источнике: Maria Quigley et al, To what extent does confounding explain the association between breastfeeding duration and cognitive development up to age 14? Findings from the UK Millennium Cohort Study, PLoS ONE (2022). DOI: 10.1371/journal.pone.0267326