Все новости

1 Июля 2022 07:13:00

Определены четыре вероятных исхода развития детей, родившихся недоношенными на сроках менее 32 недель

В исследовании, опубликованном в American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (JAACAP), сообщается, что среди детей, родившихся недоношенными на сроках менее 32 недель (2-4 степень недоношенности), можно выделить подгруппы с различными профилями исходов, которые различаются по тяжести, типу и сочетаниям нарушений.

Такие дети имеют более высокий риск возникновения проблем в развитии, чем сверстники, родившиеся после нормальной продолжительности беременности. Однако род проблем и их степень сильно варьирует от ребенка к ребенку. Тем не менее, очень недоношенные дети обычно рассматриваются как одна группа. Согласно новым исследованиям, это предположение неоправданно.

Ученые из Исследовательской группы по акушерской, перинатальной и детской эпидемиологии Национального института здоровья и медицинских исследований (Франция) следили за развитием 2000 очень недоношенных детей от рождения до возраста 5,5 лет. Их результаты показали, что популяцию детей, родившихся очень недоношенными, можно разделить на четыре подгруппы, каждая из которых имеет различный профиль результатов развития.

Почти половина детей (45%) принадлежали к подгруппе детей, у которых не было никаких проблем в развитии и которые функционировали на том же уровне, что и их доношенные сверстники. Однако 55% детей принадлежали к одной из трех подгрупп с неоптимальными результатами развития. Первая подгруппа состояла из детей, которые в основном испытывали трудности в двигательном и когнитивном функционировании, в то время как вторая группа детей в основном испытывала трудности в поведении, эмоциях и социальных отношениях. Небольшая, четвертая, подгруппа детей имела более серьезные нарушения во всех областях развития.

«Очень мало известно о конкретных потребностях подгрупп очень недоношенных детей», - отмечает ведущий автор Сабрина Твилхаар, доктор философии. «Наше исследование является первым крупномасштабным исследованием, позволяющим выделить очень недоношенных детей на основе их профиля результатов во многих важных областях развития. В конце концов, то, как дети функционируют в повседневной жизни, определяется не только их IQ или поведением. Теперь у нас есть лучшее понимание того, какие проблемы в развитии наиболее заметны в разных подгруппах и какие трудности часто возникают вместе. Это важная информация для разработки целевых вмешательств».

Исследователям также было интересно узнать о предикторах этих результатов развития. Они обнаружили, что дети в трех подгруппах с субоптимальными профилями результатов чаще были мальчиками или имели родителей с более низким уровнем образования или с неевропейским миграционным прошлым. Дети, у которых было диагностировано заболевание легких, связанное с недоношенностью (т.е. бронхолегочная дисплазия), также имели более высокий риск неоптимальных исходов развития.

Новые идеи крайне необходимы для детей, родившихся очень недоношенными. Показатели преждевременных родов растут, как и показатели выживаемости, особенно среди самых незрелых младенцев, которые имеют самый высокий риск развития нарушений. Таким образом, число очень недоношенных детей с нарушениями развития растет. Эти нарушения, как правило, сохраняются, когда дети становятся старше, и в настоящее время существует мало доказательств в поддержку вмешательств, которые существенно улучшают долгосрочные результаты.

Доктор Твилхаар отмечает: «Вместо того, чтобы использовать универсальный подход, полученные результаты подчеркивают важность гораздо большего учета индивидуальных различий. Среднее значение населения не является репрезентативным для отдельных детей, из которых оно состоит. Продвигаясь вперед, мы должны, таким образом, стремиться понять, как определенные комбинации проблем в развитии возникают в определенных группах детей, в то время как другие дети вообще не сталкиваются с трудностями. Это поможет разработке мероприятий, адаптированных к реальным потребностям отдельных детей и направленных на решение сопутствующих проблем, а также программ и политики, способствующих позитивному развитию всех детей».


Источник: E. Sabrina Twilhaar et al, Profiles of Functioning in 5.5-Year-Old Very Preterm Born Children in France: The EPIPAGE-2 Study, Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry (2021). DOI: 10.1016/j.jaac.2021.09.001

Это интересно



Прямой эфир