Большинство родителей знают, даже если они не могут этого доказать, что, когда ребенок становится расстроенным, его мать обладает уникальной способностью успокаивать, причем с помощью всего лишь любящих объятий и нескольких нежных слов.
Для непрофессионала это одна из загадок жизни, действующая почти как по волшебству, и даже в таких областях исследований, как педиатрия и поведенческая неврология, этот процесс недостаточно изучен.
Но следует обратить внимание и на другую сторону медали – молодых матерей, которые испытывают послеродовую депрессию, которая наблюдает примерно у 20% рожениц.
«Множество исследований показали, что матери с послеродовой депрессией с трудом успокаивают своих расстроенных детей», - рассказывает Джон Кшечковски, аспирант Кафедры психологии и Центра исследований детей и молодежи LaMarsh. «Однако неизвестно, как успокаивающие сигналы матерей передаются их ребенку, как послеродовая депрессия нарушает этот процесс или может ли лечение матерей в депресси изменить эти сигналы».
«Чтобы исследовать это, мы с моей командой изучили связи между физиологией матери и младенца, когда младенцы испытывали беспокойство».
Кшечковски является ведущим автором статьи «Следуй за лидером: материнская передача физиологической регуляторной поддержки проблемным младенцам в режиме реального времени», опубликованной 7 июня в Journal of Psychopathology and Clinical Science.
В команду Кшечковского вошли профессора поведенческой неврологии Луи А. Шмидт (Макмастерский университет) и Марк А. Ферро (Университет Ватерлоо), а также Райан Дж. Ван Лизхаут, доктор медицинских наук и исследователь неврологии в Макмастерском университета. Ученые работали с двумя наборами пар «мать-младенец»: в контрольной группе обе матери и дети были здоровы; в другой группе матери получили диагноз послеродовой депрессии в течение года после родов.
Метод исследования подвергал матерей и младенцев трем фазам взаимодействия. В «фазе игры» матери играли со своими детьми, как обычно (например, пели, разговаривали, обнимались). В «фазе бесстрастного лица» матерям было сказано не прикасаться к своим детям и не разговаривать с ними, а также поддерживать зрительный контакт и принимать «бесстрастное» выражение лица, чтобы ребенок стал расстроенным и взволнованным. В центре внимания исследования была заключительная «фаза воссоединения»: здесь матерям разрешалось возобновить общение как в игровой фазе со своими теперь уже расстроенными детьми.
На протяжении всех этих этапов команда наблюдала за матерью и ребенком: оценивали вариабельность сердечного ритма, называемую респираторной синусовой аритмией (RSA), которая является известным показателем эмоционального состояния человека. В фазе воссоединения исследователи наблюдали за этими показаниями в поисках доказательств «петли обратной связи» взаимных сигналов сердечного ритма, передаваемых между матерью и ребенком.
Группы были протестированы таким образом дважды: один раз для установления исходного уровня, а затем во второй раз, несколько недель спустя, после того, как матери с послеродовой депрессией прошли курс когнитивно-поведенческой терапии, улучшающий их эмоциональное состояние.
В контрольной группе здоровых людей команда Кшечковского обнаружила, что изменения частоты сердечных сокращений матерей, измеренные с помощью показаний RSA, предшествовали изменениям частоты сердечных сокращений младенцев. Это явление Кшечковски называет «успокаивающим танцем».
И, наоборот, в группе с послеродовой депрессией, «успокаивающим танцем» руководили физиологические сигналы детей, но после когнитивно-поведенческой терапии у матерей с послеродовой депрессией физиологическая сигнализация улучшилась настолько, что «успокаивающий танец» имел двунаправленное движение, как это наблюдалось в группе здоровых матерей.
Кшечковски говорит, что эти результаты представляют собой прорыв в том, что долгое время было слепым пятном в поведенческой неврологии. «Это исследование впервые эмпирически демонстрирует, что синхронизированная физиология между матерями и младенцами играет определенную роль в успокоении страдающих младенцев, и что лечение послеродовой депрессии с помощью когнитивно-поведенческой терапии может улучшить паттерны синхронности и тем самым увеличить способность матерей успокаивать своих растроенных детей».
«Таким образом, теперь мы знаем немного больше, чем когда-либо прежде, о том, как успокаивающие сигналы передаются в режиме реального времени от момента к моменту между матерями и детьми».
«Из-за наблюдательного характера нашего исследования», - говорит Кшечковски, - «мы не можем категорически утверждать, что положительные изменения были вызваны именно когнитивно-поведенческой терапией. Эти два фактора взаимосвязаны, но могут быть и смешивающие факторы, например, конкретные методы, которые отдельные матери используют для успокоения своих детей, такие как пение, разговор и прикосновения, объятия. Но мы хотим, чтобы больше людей получали лечение от послеродовой депрессии».
Подробнее в источнике: John E. Krzeczkowski et al, Follow the leader: Maternal transmission of physiological regulatory support to distressed infants in real-time., Journal of Psychopathology and Clinical Science (2022). DOI: 10.1037/abn0000760