
Ученые из Бахрейна, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов провели крупное исследование среди 119 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), чтобы изучить взаимосвязь между нарушениями исполнительных функций, особенностями сенсорной обработки и проблемами двигательной активности. Их результаты опубликованы в международном журнале BMC Pediatrics.
Ключевые выводы исследования:
Проблемы исполнительного функционирования могут быть связаны с нарушениями сенсорной обработки и задержками развития моторики.
Сенсорная интеграция играет значительную роль в формировании поведенческих трудностей и повседневной функциональности детей с РАС.
Проблемы с двигательными навыками служат важнейшим показателем функциональных изменений мозга, определяемых как в лаборатории, так и в реальных жизненных ситуациях.
Методология исследования включала компьютеризированные нейропсихологические тесты и опросники для родителей, позволяющие оценить различные аспекты поведения детей. Анализ моделей структурных уравнений выявил важные механизмы взаимодействия между сенсомоторными трудностями и ухудшением исполнительных функций.
Открытия ученых важны для разработки интегративных лечебных подходов, которые объединяли бы методы коррекции сенсомоторных нарушений и тренировки когнитивной сферы. Раннее вмешательство и специализированные методы реабилитации, направленные на сенсорную интеграцию и физическое развитие, способствуют улучшению общих показателей мозговой деятельности и качества жизни детей с РАС.
Вместе с тем авторы признают некоторые ограничения проведенного исследования, включая отсутствие контрольной группы здоровых детей и сравнительно высокий уровень интеллектуального развития испытуемых.
Таким образом, исследование расширяет понимание природы аутизма и предлагает полезные направления для разработки более эффективных программ реабилитации, улучшающих жизнь детей с таким диагнозом.
Источник:
Alsaedi, R.H. Relation between executive functioning, sensory processing, and motor performance in children with autism. BMC Pediatr 25, 457 (2025). https://doi.org/10.1186/s12887-025-05756-9