Группой исследователей из Венского университета обнаружено, что у младенцев существует врожденная способность запоминать сложные звуковые паттерны, предшествующие появлению языка.
Исследования в области речевого развития демонстрируют, что дети начинают осваивать правила своего родного языка к двум годам. Однако эксперименты показали, что даже пятимесячные младенцы могут распознавать связь между несмежными элементами не только в самих предложениях, но и в интонации. Международная группа ученых предоставила весомые доказательства, наблюдая за мозговой активностью новорожденных и шестимесячных детей во время прослушивания сложных слов.
В рамках их эксперимента младенцы, возраст которых составлял всего несколько дней, слушали фразы, где первое звуковое сообщение было ассоциировано со вторым при условии далекого их расположения друг от друга. Спустя всего лишь шесть минут аудирования детям были продемонстрированы новые образцы, следовавшие той же структуре, но с отличной мелодической окраской. Они могли быть как точными, так и содержащими какие-либо ошибки в структуре. Используя метод спектроскопии ближней инфракрасной области для оценки активности мозга, ученые выявили способность у младенцев распознавать корректные и некорректные последовательности. Мощность отклика лобной доли на неверные ряды звуков была ассоциирована с возбуждением главным образом левого полушария головного мозга, которое также играет ключевую роль в анализе устной речи. Забавно, что полугодовалые дети проявляли активность в той же самой речевой структуре, когда отличали корректные и некорректные ряды.
Исследователи пришли к выводу, что сложные звуковые паттерны активируют эти языковые сети с самого начала жизни. В течение первых 6 месяцев они становятся более стабильными и профессиональными. Важным фактором здесь является раннее обучение.
Эти результаты являются ключом к пониманию роли стимулов окружающей среды в раннем развитии мозга. Это особенно важно, когда нет внешнего воздействия, неадекватного или плохо управляемого, например, у недоношенных детей.
Ученые подчеркнули, что невербальные акустические сигналы, использованные в исследовании, могут активировать языковую сеть мозга. Это открывает захватывающие возможности для программ раннего вмешательства, которые могут, например, использовать музыкальные стимулы для развития речи.
Источник: Newborn brains can recognize complex sound patterns, researchers discover (medicalxpress.com)