В 2026–2027 гг. в неонатальный скрининг может быть включено тестирование на болезни Гоше и Помпе, мукополисахаридоз I типа, болезнь Пика А/Б, болезни Краббе и Фабри. На форуме «Содружество без границ» эксперты обсудили развитие орфанной медицины и перспективы расширения неонатального скрининга в России. Важным событием конференции стало участие американского профессора Роберта Дж. Десника, стоявшего у истоков разработки ферментозаместительной терапии болезни Фабри. Он подчеркнул важность раннего скрининга для своевременного лечения заболевания, а также высоко оценил российский биоаналог Фабагал®.
По словам Александра Григорьевича Румянцева, д.м.н., профессора, президента Центра ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, отечественная диагностика, в частности неонатальный скрининг, активно развивается, и это открывает хорошие перспективы для лечения орфанных заболеваний. Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова, д.м.н., профессор, президент Союза педиатров России, отметила значимость ранней диагностики и трансляционной медицины для повышения качества жизни детей с редкими заболеваниями.
Сегодня в России неонатальный скрининг охватывает 36 нозологий, при этом активно обсуждается вопрос двукратного расширения программы, в том числе за счет группы лизосомных болезней накопления. Такая возможность появилась благодаря регистрации в РФ тест-системы, позволяющей одновременно выявлять шесть заболеваний: болезни Гоше, Помпе, мукополисахаридоз I типа, болезнь Пика А/Б, болезни Краббе и Фабри, рассказала Екатерина Юрьевна Захарова, д. м. н., заведующая отделом молекулярных механизмов наследственных нарушений метаболизма ФГБНУ «МГНЦ». Она также отметила, что неонатальный скрининг болезни Фабри чрезвычайно важен, поскольку заболевание имеет сложную и нередко атипичную клиническую картину и часто выявляется уже на стадии необратимого поражения органов, а именно сердца, почек и сосудов.
Болезнь Фабри — редкое наследственное заболевание, связанное с дефицитом фермента альфа-галактозидазы, вызывающее тяжелые поражения почек, сердечную недостаточность, инфаркт и инсульт. Ранний скрининг заболевания жизненно важен, так своевременная диагностика и терапия значительно улучшают качество и продолжительность жизни пациентов.
Американский ученый-генетик, профессор и председатель кафедры генетики и геномных наук Медицинской школы Икана при Маунт-Синай госпитале в Нью-Йорке Роберт Дж. Десник отметил, что в США тестирование на болезнь Фабри включено в неонатальный скрининг многих штатов. Первичная диагностика основана на анализе высушенных капель крови с определением активности фермента и последующим анализом гена GLA для подтверждения диагноза. Такой подход позволяет выявлять пациентов на самых ранних этапах и проводить семейный скрининг.
«Главный критерий включения нозологии в неонатальный скрининг — наличие эффективной терапии, способной предотвратить неблагоприятные последствия заболевания», — добавил профессор Десник. По его словам, раннее назначение лечения тормозит прогрессирование поражений почек, сердца и сосудов головного мозга и снижает риск тяжелых осложнений.
Лечение болезни Фабри нацелено на снижение накопления опасных липидов в ключевых очагах патологии. «Золотым стандартом» терапии в настоящее время является ферментозаместительная терапия (ФЗТ) на основе агалсидазы бета, у истоков разработки которой стояла команда профессора Десника.
«Агалсидаза бета является единственным полностью одобренным FDA препаратом для пациентов в возрасте от 2 до 80 лет», — подчеркнул Роберт Дж. Десник.
Сегодня в мире для лечения болезни Фабри применяется несколько ферментозаместительных препаратов: агалсидаза альфа, агалсидаза бета и пэгунигалзидаза альфа. Агалсидаза альфа не была одобрена FDA к применению из-за недостаточной эффективности, которая в числе прочего зависит от дозы действующего вещества. Как отметил профессор Десник, дозировка агалсидазы бета составляет 1 мг/кг, а агалсидазы альфа в пять раз меньше — 0,2 мг/кг. Кроме того, опыт, полученный при вынужденном переключении пациентов с агалсидазы беты на агалсидазу альфа (из-за дефектуры агалсидазы бета), показал прогрессирование болезни Фабри у данной группы пациентов, в том числе повышение уровня lysoGB.
Пэгунигалзидаза альфа была зарегистрирована на 20 лет позже агалсидазы альфа и бета.
«Пэгунигалзидаза альфа не показала терапевтических преимуществ по сравнению с агалсидазой бета. Препарат зарегистрирован только в 2023 году, и к этому виду терапии пока еще много вопросов. Один из них — как препарат проникает в лизосомы клетки. Мы знаем, что агалсидаза бета и агалсидаза альфа проникает в лизосомы при помощи "особых" меток — маннозо-6-фосфатных остатков, где разрушает накопленные вследствие заболевания липиды и восстанавливает нормальное состояние клеток. У пегунигалсидазы альфа же подобные "особые" метки отсутствуют», — подчеркнул профессор Десник.
В России на сегодняшний день зарегистрировано три препарата для лечения болезни Фабри, в том числе российский биоаналог оригинального препарата — агалсидаза бета. Его дозировка полностью совпадает с дозировкой оригинального препарата и составляет 1 мг/кг, что является критически важным для лечения заболевания.
«Фабагал® сопоставим с оригинальным препаратом: имеет очень схожие свойства гликозилирования, кинетики, аналогичную структуру сахаров и, самое главное, одинаковые дозы. Биоаналог обладает такой же безопасностью и эффективностью, как и зарубежный препарат. Кроме того, есть еще приятный нюанс: цена российского препарата на 40% ниже. Я считаю, что биосимиляры творят новую историю, потому что благодаря им мы можем обеспечить терапией за те же деньги большее число пациентов», — отметил разработчик ферментозаместительной терапии.
Неонатальный скрининг позволит повысить выявляемость пациентов с болезнью Фабри и, как следствие, увеличить объем назначаемой ферментозаместительной терапии. Российский биоаналог даст возможность обеспечить максимальное количество пациентов необходимой терапией без дополнительной нагрузки на бюджет.
Справочная информация
Неонатальный скрининг — это массовое обследование новорожденных для раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний, проводимое путем забора крови из пятки. В России программа стартовала в 1993 году. С 2006 по 2023 годы в рамках национального проекта «Здоровье» скрининг проводился на пять генетических нарушений. В 2022 году в десяти регионах России были созданы центры неонатального скрининга и центр для проведения подтверждающей диагностики. С 2023 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» программа охватывает 36 заболеваний, включая наследственные болезни обмена веществ, первичные иммунодефициты и спинальную мышечную атрофию. Перспективы развития неонатального скрининга в России сосредоточены на дальнейшем увеличении числа заболеваний и совершенствовании системы диагностики. В октябре 2025 года министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко заявил, что Минздрав России в 2026 году планирует расширить программу скрининга новорожденных на врожденные и наследственные заболевания, в перечень болезней могут войти еще два или три наименования.
Справочная информация о препарате
Лекарственный препарат Фабагал® (МНН — агалсидаза бета) зарегистрирован в России в 2023 году и входит в Перечень ЖНВЛП.
Препарат применяется у взрослых и детей старше 8 лет для ферментозаместительной терапии болезни Фабри. Агалсидаза бета способствует восстановлению ферментной активности, достаточной для гидролиза и выведения накоплений субстрата из тканей органов (почек, сердца, центральной нервной системы), что приводит к предотвращению прогрессирующего ухудшения функции этих органов.
Ферментозаместительная терапия позволяет снизить уровень инвалидизации и увеличить продолжительность экономически активной жизни пациентов на 5,7 лет.
В России выявлено 350 пациентов с болезнью Фабри, однако реальное число пациентов с этим заболеванием может достигать 5800 человек. В настоящее время 70 российских пациентов с болезнью Фабри получают лечение отечественным биоаналогом.
Производство биоаналога осуществляется в России по полному циклу на высокотехнологичном производстве биофармацевтической компании «Петровакс Фарм» в Московской области. Это первый в России проект по локализации орфанного препарата, включая биосинтез субстанции на основе клеточной линии, реализованный в партнерстве с ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России. Проект является примером успешной реализации государственной стратегии по развитию инновационных технологий и импортозамещения.
Препарат применяется в Южной Корее с 2014 года.