Войти
Материал будет доступен позже
Неврология

Вопрос эксперту

Расстройство аутистического спектра и задержка речевого развития – дифференциальный диагноз и тактика специалиста

Чутко Леонид Семенович – врач-невролог, психотерапевт,
д.м.н., профессор, создатель и руководитель Центра поведенческой
неврологии Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой РАН

С какого возраста ставят диагноз задержка речевого развития?

О задержке речевого развития (ЗРР) можно говорить, если у ребенка в 1,5–2 года отмечается нарушение понимания обращенной речи, а в 2 года нет активной речи (не говорит «мама, папа»), в 3 года нет фразовой речи.

Как отличить РАС и ЗРР?

Речевые нарушения при РАС характеризуются следующими признаками:

  • Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого (с-м псевдоглухоты)
  • Запаздывание фазы гуления, лепета
  • Трудности в усвоении и понимании мимики общепринятых коммуникативных жестов
  • Ухудшение на втором году жизни
  • Неинтонированность вокализаций.

В дальнейшем при появлении активной речи:

  • Отсутствие подражания звукам речи, животных
  • Необращенность слов к взрослому
  • Игра фонематически сложными словами
  • Речь не направлена на коммуникацию и социальное взаимодействие, теряет свой характер функции общения

Какие существуют методики коррекции ЗРР?

В коррекции речевых нарушений ведущую роль играет логопедическая коррекция. Для лечения речевых нарушений традиционно применяют ноотропные средства (Пантогам). Также при лечении ЗРР используется транскраниальная микрополяризация