Хорошо известно, что у девочек самыми любимыми игрушками являются куклы, которые в богатом детском воображении непременно оживают. Девочки, как мамы заботятся о них: одевают, кормят и укладывают спать.
Разумеется, что Пётр Ильич Чайковский не упустил возможности отобразить эту излюбленную забаву в своём «Детском альбоме». «Болезнь куклы» является первой композицией, которая открывает трилогию о кукле, а благодаря мастерству композитора воспринимается как отражение реальной жизни. Само название поясняет сюжет, который автор раскрывает в данной пьесе: у девочки заболела любимая кукла.
Маленькая хозяйка сильно переживает за свою воспитанницу, которая страдает от боли. Композитор в пьесе грустной музыкой рисует печальные образы больной куклы и её маленькой хозяйки, которая так заигралась, что воспринимает всё серьёзно. В пьесе нет непрерывной мелодической линии, и лишь скорбная музыкальная ткань передаёт «жалобы» и «всхлипы» куклы, а также душевные чувства и вздохи девочки, которая волнуется за свою заболевшую куклу.
Для того чтобы лучше передать настроение композиции Чайковский выбрал тональность соль-минор, двухдольный размер и темп Moderato. Музыкальный материал пьесы он изложил в простой однотипной фактуре полифонического склада с отчётливым прослушиванием трёх голосов: верхнего, среднего и баса. Верхний и басовый – это две самостоятельные мелодические линии, которые синкопированный средний голос поддерживает гармонически.